Ограничения, введенные Россией в отношении импорта из Турции, сказались на взаимной торговле двух стран: в первом квартале доля торговли со страной снизилась до 3,6% с 4,4% по итогам 2015 года. За январь-апрель импорт из Турции упал на 56%, а экспорт — на 43%, до $4,2 млрд и $598 млн соответственно
Впрочем, падение началось еще в прошлом году, в том числе из-за девальвации рубля и снижения цен на сырье: экспорт в Турцию сократился на 22,5%, до $19,3 млрд, импорт — на 40%, до $4 млрд (оборот составил $23,4 млрд). Самой крупной статьей экспорта (не считая секретный код, по которому в том числе идет часть поставок газа) стали поставки нефти и нефтепродуктов на $3,4 млрд, алюминия на $990 млн, полуфабрикатов из железа и стали на $960 млн, угля на $730 млн. Самые крупные статьи импорта — поставки цитрусовых, томатов, других фруктов, частей транспортных средств, текстиля.
Расхождение между объемами экспорта и импорта в пользу последнего свойственно торговле Турции и с другими странами, следует из расчетов исследовательского центра ITI (International Trade & Integration). Торговый дефицит в прошлом году составил $48 млрд, хотя это меньше, чем годом ранее ($63,6 млрд). Суммарный экспорт в прошлом году составил $152 млрд (минус 10%), импорт — $200 млрд (минус 14%), что даже сопоставимо с российским показателем ($193 млрд). На торговлю с РФ приходится 6,9% оборота Турции, причем Россия является третьим по величине поставщиком товаров в страну (доля в импорте — 9,8%), уступая лишь Китаю и Германии, тогда как среди стран–покупателей турецких товаров РФ не входит даже в десятку (2,7%), основными же направлениями для экспорта Турции являются Германия, Великобритания, Ирак, Италия, США.
Основные статьи импорта страны — нефть и нефтепродукты, черные металлы, легковые автомобили; экспорта — также автомобили (в Турции расположено несколько заводов международных производителей), золото, металлопродукция, текстиль. Заметим, по импорту сырой нефти в Турцию РФ по-прежнему находится на первой строчке с 23% поставок, но с учетом нефтепродуктов доля РФ в поставках нефти с 2008 года сократилась на порядок — с 33% до 3,5%. Также Турция — второй по величине рынок сбыта российского газа после Германии (экспорт в 2014 году составил 27,4 млрд кубометров), 60% потребляемого газа страна получает из РФ.
Помимо этого, Турция по факту является вторым по величине азиатским инвестором в российскую экономику: по данным Центра интеграционных исследований Евразийского банка развития на основе суммы сделок, всего турецкие компании вложили в РФ порядка $5,7 млрд (по данным ЦБ — лишь $736 млн). В прошлом году, по данным Банка России, турецкие вложения составили около $300 млн.
Негативное влияние на турецкую экономику от действия санкций в момент их введения оценивалось в 0,3-0,7% ВВП, причем основной негативный эффект ожидался именно от прекращения турпотока. Но пока рост экономики страны остается довольно высоким: в первом квартале этого года ВВП увеличился на 4,8% (в 2015-м — на 4%), при этом поквартальный рост замедлился с 1,2% до 0,8%. Заметим, по подушевому ВВП Россия сейчас даже уступает Турции ($9,2 тыс. против $8,2 тыс., до 2014 года включительно российский показатель был на треть выше турецкого). По размеру турецкая экономика примерно вдвое меньше российской (суммарный ВВП — $717 млрд, в РФ — $1324 млрд).
Ухудшение делового климата на фоне геополитической напряженности привело к падению инвестиций (минус 0,1% после роста на 3,5% в четвертом квартале 2015 года), отмечают в Focus Economics, но рост был поддержан резким ростом госрасходов (на 11% год к году, последний раз такой прирост наблюдался в кризисном 2009 году). Действие российских санкций препятствовало ускорению роста экспорта, что обусловило увеличение дефицита торговли, фиксируют аналитики компании. В правительстве страны ждут годового роста в 4,5%, независимые же экономисты более скромны в оценках и ожидают 3,3%, но отмена санкций, вероятно, позволит улучшить и эту оценку.